Во время дней открытых дверей, которые  «Жилсоцгарантия» устраивает каждый месяц, гости получают не только ценную информацию о договоре пожизненной ренты и имеют возможность пообщаться с пенсионерами, уже заключившими договор. Они имеют возможность получить ответы на свои вопросы.  Таких вопросов всегда много,  и они  разные. Но есть среди них  такие, которые звучат чаще других. И звучат  они не только на Дне открытых дверей. Их постоянно задают пенсионеры  в телефонных беседах с сотрудниками отдела ренты «Жилсоцгарантии».

Этим материалом «Жилсоцгарантия» открывает цикл «Вы спрашивали – мы отвечаем», в котором юристы организации будут давать ответы на самые распространенные вопросы о договоре.  Сейчас мы ответим на один из них.

Из разговора с пенсионеркой Ириной Павловной С.: «Скажите, пожалуйста, вот заключу я с вашей, или с какой-то другой организацией договор, а вы вдруг разоритесь и перестанете платить мне ренту. Что тогда будет»?

 Давайте разбираться, что же делать, если через какое – то время после заключения договора плательщик ренты, будь то организация или частное лицо,  вдруг перестанет выплачивать вам деньги.

Ключевым предметом договора пожизненной ренты является квартира, право собственности на которую пожилой человек передает будущему плательщику ренты под рентные платежи. Таким образом, рентные платежи (рента), становятся неотъемлемой частью договора и главной обязанностью плательщика. И первое, о чем вы должны знать, заключая договор пожизненной ренты, это то, что на протяжении всего исполнения договора квартира остается у вас в залоге как раз на случай, если рентные платежи вдруг перестанут поступать в обозначенные договором сроки. «При передаче под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечение обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущество» (Гражданский кодекс РФ. Глава 33 «Рента и пожизненное содержание с иждивением», статья 587, п.1). Поэтому, если плательшик перестает выплачивать ренту, получатель ренты имеет право обратиться в суд, и если суд признает нарушения существенными, расторгнуть договор и вернуть себе право собственности на квартиру.

Итак, если плательщик перестал выплачивать ренту, получатель не просто имеет право, он должен поинтересоваться причинами отсутствия платежей, так как это является нарушением условий договора. Мы хорошо знаем, какие объяснения в таких случаях дают получателям ренты многие плательщики, особенно частные лица. Чаше всего,  они убеждают человека в том, что сейчас они испытывают временные финансовые затруднения, и что в ближайшее время выплаты возобновятся. Как реагировать на такие объяснения? Следует ли сразу обращаться в суд для расторжения договора? Возможно, следует немного подождать. Возможно, у плательщика,  действительно, временные затруднения и  в ближайшее время он возместит вам все просроченные   платежи. Но если ситуация приобретает затяжной характер и платежи не возобновляются в течение 3х – 4х месяцев – нужно действовать и начинать процедуру расторжения договора.

К слову сказать, многое зависит от отношений, которые складываются у получателя и плательщика ренты. Конечно, в первую очередь отношения эти должны строиться на деловой основе. Но бывает и так, что люди проникаются друг к другу симпатией, завязываются теплые отношения, и получатель ренты с пониманием относится к  финансовым трудностям плательщика. Но если плательщик начинает злоупотреблять этим пониманием и нарушение условий договора становится систематическим – это повод задуматься и поставить вопрос о расторжении договора.

Теперь о деньгах, которые выплатил вам плательщик.   О разовой сумме, за которую вы передали ему право собственности на квартиру (если таковая была), и рентных платежах.  Надо ли их возвращать, или все остается у получателя ренты? С этими вопросами в  «Жилсоцгарантию» нередко обращаются пенсионеры, которые боятся расторгнуть договор с недобросовестным плательщиком, полагая, что в этом случае им придется вернуть ему все выплаченные деньги. Все решает суд. Как правило, суд принимает сторону пенсионера – получателя ренты, и поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что все деньги, которые вы получили от плательщика, остаются у вас.

Со всеми вопросами о договоре пожизненной ренты обращайтесь в «Жилсоцгарантию» по телефону: 8 495 626 45 55